С разной периодичностью SEO-сообщество информируют о том, что у самых известных поисковиков появляются новые алгоритмы, то есть порядок оценки разных параметров сайта и действия по его ранжированию в поисковой выдаче. В этой статье будут рассмотрены и кратко описаны алгоритмы поисковой системы Яндекса, которые необходимы для понимания того, каким образом оптимизировать и продвигать Интернет-ресурс под существующие требования.
SEO как отдельное направление в продвижении выросло из того, что первый алгоритм Яндекса анализировал нахождение ключевиков на странице, их количество и расположение.
С течением времени подход изменился, потому что разработчики контента стали манипулировать ключами, и выдаваемые в соответствии с действующим алгоритмом сайты не удовлетворяли пользователя по качеству, поскольку не все были релевантны запросам. Поэтому алгоритмы Яндекса дорабатывались и усложнялись для достижения поставленной цели – сделать ранжирование максимально объективным, а результат выдачи – релевантным заданной поисковой фразе, отвечающей ему по смыслу и в привязке к местоположению пользователя.
Развитие алгоритмов Яндекс
С 2007 года по декабрь 2019 г. было реализовано более 20 алгоритмов. От одной версии к другой для оценки привлекалось все больше критериев, набор которых к настоящему времени огромен: помимо ключей, теперь оцениваются ссылки, мета-теги, придуман и внедрен ТИЦ (в настоящее время заменен на ИКС), принимается в расчет региональный фактор. Теперь Яндекс способен читать и учитывать аббревиатуры, синонимы, выполнять транслитерацию и переводы с иностранных языков, различать типы страниц и ссылок, анализировать уникальность и качество контента, в том числе стоп-слова, раздельное и слитное написание одних и тех же сочетаний, избавился от омонимии, стал разделять запросы на геозависимые и геонезависимые. Алгоритмы поисковой системы Яндекс приобрели способность к самообучению, благодаря которому количество принимаемых в расчет критериев и факторов все более и более расширяется.
Название алгоритма и дата выпуска | Краткое описание |
---|---|
Версия 7 2 июля 2007 г. |
Эту дату стоит считать началом истории алгоритмов Яндекса. Предполагалось улучшить релевантность по ряду запросов |
Версия 8 и Восьмерка SP1 Декабрь 2007 г. — январь 2008 г. |
Большое преимущество в SERP (поисковой выдаче) получили трастовые и авторитетные сайты |
Магадан и Магадан 2.0 16 мая — 2 июля 2008 года |
Алгоритм можно назвать прорывом в поисковой выдаче: значительно увеличились факторы ранжирования; стала оцениваться уникальность контента, да и в целом семантическое ядро и контент стали анализироваться более тщательно; стали индексироваться Веб-ресурсы на других языках, помимо русского; расширена база аббревиатур, транслитераций и синонимов; появилась классификация коммерческих и геозависимых запросов |
Находка 11 сентября 2008 г. |
Стали учитываться стоп-слова в ключах, разработан новый подход к машинному обучению, поисковые роботы стали понимать одни и те же значения фраз при слитном и раздельном написании |
Арзамас/Анадырь Анонсировали 10 апреля 2009 г. и в течении этого года 5 раз обновлялся |
Снятие омонимии, усовершенствование многозначных слов, учет региона пользователей, разделение ключей на геозависимые и геонезависимые |
Снежинск 17 ноября 2009 г. |
Яндекс стал отдавать приоритет информационным статьям и некоммерческим ресурсам |
Конаково 22 декабря 2009 года |
Расширена география учета запросов, введенная при Арзамасе |
Конаково 1.1 (Снежинск 1.1) 10 марта 2010 г. |
Усовершенствована формула для выдачи в поиске геонезависимых запросов |
Обнинск Сентябрь 2010 г. |
Основной целью является улучшение ранжирования по геонезависимым заданным фразам |
Краснодар 15 декабря 2010 г. |
Преуспел в классификации запросов, разделив их на 60 категорий, предложив для омонимичных запросов выдачу, отражающую картину уточненных запрашиваемых фраз. Именно алгоритм Краснодар научился индексировать соцсети, и первой такой соцсетью стал ВКонтакте |
Рейкьявик 17 августа 2011 г. |
Сосредоточил усилия на персонализации и старался выдавать результаты в соответствии с предпочтениями конкретных пользователей, учитывая языковую среду и принимая во внимание ошибки написания. Для повышения уникальности текстов и в качестве реверанса в сторону борцов за авторское право в Яндексе появилась возможность закреплять авторство за ресурсом |
Калининград 12 декабря 2012 г. |
Яндекс продолжал действовать в направлении персонализации выдачи на основе анализа предыдущих запросов |
Дублин 30 мая 2013 г. |
Стал еще острее и быстрее реагировать на запросы, ранжируя сайты для выдачи в соответствии с ключами из текущей сессии |
Без ссылок 12 марта 2014 г. |
Поработал над снижением значимости ссылочной массы, понизив ее ценность для ряда тематических площадок |
Острова 5 июня 2014 г. |
Позволила пользователям получать мгновенный ответ, который появлялся рядом с выдачей сайтов в отдельном экране. Открывающееся окно, или остров, позволял получать информацию без перехода на сам сайт. Такая возможность облегчила жизнь в получении остро необходимой информации о состоянии погоды, курса валют, приобретении билетов и т. п. |
Объектный ответ 1 апреля 2015 г. |
От алгоритма поисковая система Яндекс оставила блок, показываемый в правом поле от результатов выдачи, который позволяет получить информацию о запрашиваемом товаре, услуге, данных |
Минусинск 15 мая 2015 г. |
Еще более поработал над ссылочной массой и запустил фильтр, после которого сайты с необъективно большим количеством ссылок просели, то есть были пессимизированы. В приоритете остались только естественные и релевантные ссылки |
Многорукие бандиты 14 сентября 2015 г. |
Стал рандомизировать выдачу, поднимая в рейтинге новые сайты |
Владивосток 2 февраля 2016 г. |
Стал оценивать формат и структуру на мобилопригодность. Адаптация сайта под мобильную версию стала важным фактором ранжирования |
Палех 2 ноября 2016 г. |
Поразил своим умением выдавать релевантные результаты на сложные запросы, в которых не было ключей, но они точно соответствовали смыслу поисковых слов. Таким образом, было изменено направление разработки алгоритмов, соответственно, изменилась процедура оптимизации текстов: теперь алгоритмы учитывают смысловую релевантность и уникальность контента |
Баден-Баден 23 марта 2017 г. |
Стал врагом переоптимизированного контента, обнаруживая сайты с неоправданно большим количеством ключей, мелким шрифтом и скрытым контентом |
Королев 22 августа 2017 г. |
Стал улучшенной версией Палеха, обратив внимание на суть и смысл запроса и сопоставляя его не только с заголовками, но и самим текстом, да и вообще содержанием страницы. В расчет теперь принимаются оценки пользователей и данные статистики |
Андромеда 19 ноября 2018 г. |
Использовала новый алгоритм ранжирования сайтов и ввела колдунщики – элементы, которые прямо в одном поле выдачи способны дать ответ на запрос, причем ответ извлекается из собственной базы Яндекса, а также отметки качества – специальные значки, выделяя Интернет-ресурсы с высокой посещаемостью или вовлеченностью. Улучшен сервис быстрых ответов и появились Яндекс.Коллекции – меню, из которого можно выбрать то, что более придется по вкусу, не проверяя каждый сайт с переходом на него |
Вега 17 декабря 2019 г. |
Поддерживает тенденцию, заложенную Палехом, – поиск страниц по смыслу. В настоящее время повышено внимание к оценкам асессоров, которым теперь придан статус экспертов и при ранжировании ответов географический признак сведен до локаций уровня микрорайона (гиперлокальность), а не только города |
Хотите разобраться в тонкостях работы алгоритмов и продвижения сайтов? Милости прошу на мои курсы SEO-продвижения.